Все статьи о кризисе в Беларуси.
С выборов прошло уже почти три месяца, тенденции прояснились, поэтому попробую описать картину происходящего.
Явный прогноз делать не буду, так как не могу определиться с временными рамками процессов. Но из текста вполне можно самостоятельно понять к чему всё идёт на мой взгляд. Не ясно только сколько займёт движение и сколько взлётов и падений будет по дороге.
Тенденции
Тенденции видны невооружённым глазом, поэтому детально их обосновывать не буду.
- Оппозиция не способна на силовое решение конфликта — уровень насилия со стороны протестующих беспрецедентно низкий.
- Власть, что удивительно, тоже не способна на силовое решение конфликта — если бы могла, уже бы всё решила силой.
- Армия притворилась кустом, что говорит о состоянии армии больше, чем все учения ОДКБ вместе взятые.
- Никто в Беларусь войска не ввёл и не введёт. Причём я считаю, что все кандидаты на ввод войск боятся одного и того же — Россию :-D
- Человеческие резервы протестующих, пока, не иссякают. Несмотря на постоянные посадки.
- Человеческие резервы власти выглядят ограниченными:
- Силовиков по объективным причинам невозможно быстро нарисовать.
- Недавно объявленных «народных» дружин пока не видно.
- Источники «гражданских» для провластных мероприятий тоже ограничены. Это хорошо видно по самим мероприятиям. Например, по митингу «пенсионеров» и по отменённому митингу, на котором должно было быть 300 тысяч человек.
Необычную ситуацию с человеческими ресурсами, а также с невозможность силового решения проблемы со стороны власти, при всём её очевидном желании, можно объяснить уникальностью сложившейся в стране ситуации.
Современная Беларусь — мечта x-ологов
Антропологов, политологов, конфликтологов. психологов и так далее.
Я уже описывал эволюционный взгляд на возникновение Беларуского протеста.
Но на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: как на поломку сложной системы из сетей управления и периферии. Пожалуйста, прочитайте пост по ссылке, чтобы лучше понимать следующий текст.
Государство, как любая сложная система, имеет как контролирующие сети, так и периферию.
Под сети можно подвести:
- Вертикаль управления: от президента до директора школы — аналог нервной системы.
- Финансовую систему — аналог системы кровообращения.
- Систему «правосудия»: милицию, судей, ОМОН, etc. — аналог иммунитета.
- Государственные СМИ — аналог эндокринной системы.
Периферия, конечно, — это народ — от заводских трудяг до профессоров в университетах.
У нас в стране конфликт прошёл ровно между сетевыми и периферическими подсистемами государства. Представители каждой группы считают, что системы второй группы сломаны и требуют ремонта.
На сколько я понимаю, это практически уникальный случай в современной истории.
Обычно, противостояние идёт между двумя полнофункциональными подсистемами, каждая со своими сетями и периферией. Как, например, в/на Украине, где людей организовывали различные партии с уже построенной организационной структурой.
У нас же одну подсистему, с точки зрения другой, поразил натуральный рак. Управляющие сети и периферия отторгают друг друга.
Починка страны
Поскольку происходит глобальное отторжение систем, варианта есть только два:
- Восстановление больной подсистемы (любой из двух) с заменой наиболее поражённых её частей.
- Полное разрушение системы — страны — вследствие резонанса гомеостаза.
Для разрушения я пока предпосылок не вижу, ни одна сила к этому не стремится. Поэтому перед каждым из враждующих лагерей стоит один и тот же вопрос: как реализовать первый вариант?
Если вы считаете, что сломались управляющие сети, необходимо вырезать их самые больные участки, а остальные восстанавливать.
Если вы считаете, что сломалась периферия, необходимо сделать то же самое — вырезать её самые больные участки, а остальные восстанавливать.
Однако между сетями и периферией есть асимметрия, обусловленная как их свойствами, так и особенностями окружающего мира.
Сети черпают ресурсы из периферии
В самом прямом смысле.
Для функционирования сетей, пока что, нужны люди. Людей можно взять только из периферии. Потому что их там очень много. И потому, что периферия устойчива к таким изъятиям.
Люди, уже состоящие в сетях, не могут оперативно нарожать новых людей.
Можно реорганизовать сеть, переместив людей из одной её части в другую. Но это очень сложно и опасно для стабильности сети. Вечно таким заниматься не получится.
Лукашенко этим постоянно занимался, называется эта операция — «ператрахивание». Как подобная практика сказалась на управляющих сетях мы все увидели в этом году.
Утрируя, сеть не может создать себе периферию, но периферия может создать новую сеть. Или более приземлённо: власть не может создать новый народ, но народ может создать новую власть.
В «обычных» конфликтах это не стало бы проблемой, так как в них у каждой сети есть хоть какая-то периферия.
Однако, в случае нашей страны, периферия начала практически полностью отторгать сети, что лишает их ресурсов и одновременно увеличивает нагрузку на них.
Повышенная нагрузка на сети
Структура сетей в сложных системах всегда определяется эволюционным путём. Никакой главный инженер, президент, совет учёных или любая другая сущность не может контролировать параметры сетей в широких пределах.
Под эволюционным давлением сети формируют такую структуру, чтобы успешно справляться с обслуживанием периферии в нормальных условиях и при редких непродолжительных кризисах.
Мало какая сеть в долгосрочной перспективе без поддержки способна выдержать длительный кризис. Даже если её искусственно к этому готовят, со временем она откатится обратно к своему «эффективному» состоянию.
Учитывая многолетнюю «стабильность» нашей страны и «компетентность» управленцев, я готов утверждать, что большая часть управляющих сетей успешно эволюционировала в сторону минимально необходимой для жизнедеятельности функциональности.
Между тем, события в Беларуси как раз подпадают под определение «длительного кризиса», а ресурсы для оптимизации сетей взять неоткуда.
Потому что…
Фарш нельзя провернуть назад
«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Это одно из фундаментальных свойств нашей вселенной — причинность работает только в одну сторону.
Если какая-то информация разошлась по головам людей, не получится её оттуда вычистить за разумный срок.
Не буду описывать контексты, в которых беларусы жили до 2020 года и живут сейчас — их можно описывать по-разному. Факт в том, что управляющие сети своими же действиями изменили контекст так сильно, что у периферии началось их массовое отторжение. Вернуть предыдущий контекст невозможно.
Из этого можно логически вывести актуальные задачи как сетевых структур, так и периферии.
Задачи сетевых структур
Поскольку создать новую периферию невозможно, необходимо возвращать управление над той, что есть. Однако из-за изменения контекста периферия начала значительно сильнее сопротивляться управлению, поэтому необходимо изменять — перестраивать и усиливать — структуры сетей.
Для этого нужны ресурсы, которых нет, потому что нет подчинённой периферии. Вернее часть её остаётся в подчинении, но её качество таково, что лучше бы её и не было — смотрите, например, на людей с провластных митингов.
Если использовать как источник ресурсов доступную сетям периферию, сети начнут ускоренно деградировать.
Поэтому надо каким-то образом возвращать управление над более качественной периферией, чтобы восполнять ресурсы из неё, не обязательно над всей сразу.
Раньше для контроля использовалась пропаганда и просто замалчивание информации. Однако серия ошибок в этом году привела к невозможности их эффективного использования как сейчас, так и в обозримом будущем.
Подкуп также не работает, поскольку даже для него необходимо минимальное доверие. Попытки идут: провластная инициатива реформы конституции как раз из этой оперы, но она не работает.
Остаётся запугивание в разных формах, что мы сейчас и наблюдаем.
Сложностей с этим несколько.
Во-первых, не ясен необходимый уровень насилия. Ясно, что оно должно быть запредельным как-минимум для современной истории страны и, возможно, Европы. Что чревато многими последствиями.
Во-вторых, даже запуганные люди остаются проблемой — они всё помнят и будут продолжать создавать неустранимую нагрузку на сети, держа те в постоянном напряжении.
Даже если текущие сети вернут управление над периферией, они не смогут снизить нагрузку на себя и будут вынуждены существовать в новом режиме длительное время — годы.
Поскольку ошибки неизбежны, сети будут периодически сбоить, провоцируя новые вспышки протестов и дальнейшее увеличение нагрузки.
В-третьих, запугивать тоже надо уметь, равно как и иметь на это ресурсы. Ни умения ни ресурсов пока не видно.
Задачи периферии
В отличии от сетей, у периферии огромное количество человеческих ресурсов. Нет сетей, чтобы этими ресурсами распорядиться, но самих ресурсов валом.
Поэтому задача периферии значительно проще — строить новые управляющие сети. Причём нет нужды строить их полностью. Как я и писал в эссе про ремонт сложных систем, необходимо заменить только самые больные участки, после чего восстанавливать менее повреждённые части сетей.
С точки зрения оппозиции, самые больные участки это, конечно, верхушка власти вместе с президентом и силовики всех видов.
Образование сетей — естественный процесс. Поэтому после отторжения провластных сетей сразу начали появляться зародыши оппозиционных. На текущий момент этот процесс представлен самоорганизацией дворов и районов, созданием независимых профессиональных организаций разного толка, попыткой автоматизировать часть экономики и завернуть её в обход власти. К таким самобытным структурам я бы отнёс и координационный совет.
Интересно, что кроме естественных процессов, образование сетей явно продвигается «Нехтой». Для примера можно погуглить сентябрьский «план победы». Отсюда следует, что существуют некоторые эксперты (не обязательно польские или даже западные), которые мыслят в схожих категориях.
Также происходит попытка формирования альтернативной верхушки управляющей сети во главе с Тихановской, но это неизбежное событие при любой «революции», поэтому само по себе не показательно.
Пока не наблюдается формирование каких-то стабильных дружин, или бандформирований, если хотите, как альтернативы органам правосудия. Дело это сложное и рисковое, предполагаю, что развитие событий пока не дошло до этого этапа, а может просто их не видно со стороны. Предположу, что в данный момент часть житейских конфликтов начинает решаться без привлечения правоохранителей: от ДТП до возврата мелких долгов и прочего.
Однако недостаточно просто сформировать части сетей, необходимо произвести замену больных участков на здоровые. Как это может случиться?
Я вижу два варианта.
Форс-мажор в виде какого-либо силового переворота. Это событие принципиально непредсказуемо, так как определяется волей конкретных личностей и не очень вероятно, учитывая пассивность армии и лояльность силовиков. Если будет, то будет.
Второй вариант более интересен и определяется не конкретными личностями, а динамикой всей системы. Нозовём его фазовым переходом.
Примерно как в случае «мгновенного» замерзания воды.
Сети и периферия не разделены наглухо. В конце-концов у каждого человека есть семья, соседи, друзья. Поэтому жить в полном отрыве от периферии ни один человек из сети не может. Особенно, если находится внизу управляющей цепочки.
Сильная связь с периферией приводит к постоянному конформному давлению, противостоять которому очень сложно, если действительно вся периферия его оказывает. Подпадая под такое давление, оконечные части сетей будут перестраивать свою картину мира в сторону более популярной. Это, в свою очередь, усилит давление на более высокие иерархии сетей.
Учитывая все риски для таких «перебежчиков», изменение картины мира не будет сразу отражаться в изменении поведения. Вместо этого будут случаться периодические «переключения» части сетей на поддержку оппозиции. Поначалу они не будут массовыми, но в какой-то момент может случиться примерно то, что случилось с водой на видео — большая часть сетей относительно быстро (за несколько дней) переключится в другой режим существования.