Эссе о разработке игр, мышлении и книгах

Верификация через дублирование логики

Привет.

В посте Тесты, которые тестируют тесты я описал свой взгляд на верификацию программ через дублирование их логики в виде отдельной модели и последующее сравнение с ней. В качестве частного случая выступили юнит-тесты.

В этот раз, опираясь на изложенные идеи, я попробую сформулировать общий подход к оценке уровня верифицированности ПО.

Введение

Разрабатывая ПО мы, по сути, занимаемся формализацией некоторой предметной области, результатом которой является появление описывающей её модели.

Проверить точность реализации модели можно только сравнив её с внешним по отношению к модели образцом:

  • оригинальной предметной областью — запустив ПО на эксплуатацию;
  • другой моделью, разработанной для той же предметной области.

Конечно, при сравнении моделей происходит не столько их проверка, сколько «синхронизация», так как при обнаружении различий нельзя определённо сказать в какой из двух моделей ошибка.

Почему дублирование логики работает

Пусть:

  • при разработке модели 1 вероятность допустить ошибку равна p1;
  • при разработке модели 2 вероятность допустить ту же ошибку равна p2;

Тогда:

  • вероятность допустить эту ошибку одновременно в двух моделях равна p1*p2 (для сокращения текста примем, что это независимые события);
  • это, обычно, значительно меньше исходных вероятностей.
График отображает изменение вероятности появления одинаковой ошибки в двух моделях и призван добавить веса статье.

График отображает изменение вероятности появления одинаковой ошибки в двух моделях и призван добавить веса статье.

Из данных соображений следует, что желательно выбирать модели, организованные на разных принципах, чтобы вероятности допущения однотипных ошибок отличались. В противном случае, верификация будет пропускать целый класс ошибок, вероятности совершить которые для данного типа моделей стремятся к 1.

В случае, когда тестовая модель закрывает только часть функциональности оригинальной модели, разумно рассматривать её покомпонентно: так, что тестовая модель либо закрывает весь компонент либо нет.

Популярные методы верификации

Давайте рассмотрим наиболее популярные методы повышения качества ПО и продемонстрируем, что каждый из них основан на формировании отдельной модели предметной области и сравнении её с основной.

Для этого определим свойства, которыми могут отличаться методы:

  • способ реализации — как реализуется дублирующая модель;
  • способ верификации — как осуществляется сравнение моделей;

Тесты (автоматические, полуавтоматические, ручные)

  • способ реализации: код (или алгоритм действий человека), реализующий создание окружения и проверяющий результат работы целевой модели;
  • способ верификации: вызов кода программы тестами или ручная работа тестировщика;

Статический анализ

  • способ реализации: модель задана правилами внутри проверяющего софта, например: компилятора, pylint, PVS-Studio. В частных случаях может существовать дополнительная спецификация, например: описание типов, расширенная спецификация алгоритмов (пример: habrahabr.ru/post/251751);
  • способ верификации: вызов внешнего верификатора для анализа кода целевой модели;

Парное программирование и ревью кода

  • способ реализации: модель находится в голове напарника;
  • способ верификации: сравнение напарником своей модели с тем, что вы пишите;

Полное дублирование системы

  • способ реализации: полный аналог целевой модели, разработанный другой командой;
  • способ верификации: сравнение состояний двух моделей и результатов их функционирования;

Пара слов о типизации

На мой взгляд, её нельзя считать отдельным методом верификации, а правильнее отнести к:

  • статическому анализу, если она статическая;
  • к тестированию, если она динамическая.

Соответственно, типизация имеет все особенности соответствующих методов.

Как эти соображения можно использовать?

Мы можем укрепить нашу аргументацию при организации процесса тестирования и получить несколько правдоподобных метрик «верифицированности» проекта.

Метрики

Самая простая приходящая на ум метрика — уровень покрытия дублированием целевой системы. Иными словами: сколько проверочных моделей повторяет каждый кусок функциональности оригинальной системы.

  • минимальное покрытие — минимальное количество моделей на кусок функциональности оригинальной модели;
  • среднее покрытие — среднее количество моделей на кусок функциональности; можно посчитать, например, разбив оригинальную систему на компоненты, посчитав покрытие каждого компонента и взяв среднее.

Организация процесса тестирования

Зная особенности проекта и команды мы можем выбирать виды контроля качества удобным для нас способом.

Мы можем, например, установить, что хотим иметь минимальное покрытие равное 1 — т.е. минимум по одной дублирующей модели на кусок функциональности.

Исходя из этого требования, мы направляем все ресурсы отдела тестирования на 100% проверку UI, а для внутренних компонентов выделяем разработчика для написания unit-тестов.

Альтернативой было бы размазать усилия отдела тестирования по всему проекту и получить покрытие в 0.5 модели (экспертная оценка), но сэкономить усилия разработчиков, отправив лишнего человека заниматься парным программированием особо критичного компонента (покрытие которого станет равно 1.5).

Резюме

В этой статье, конечно, нет претензий на какое-то открытие. Но есть попытка добавить больше формальности и обоснованности в процесс организации разработки ПО.